МКОУ «ОШ ОВЗ № 10 города Асино Томской области»
О школе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №10 города Асино Томской области» предлагает образование для детей с различными видами отклонений в развитии.
Наша школа предоставляет обучение с 1 по 9 класс, а также дополнительные занятия, которые помогают развитию учащихся вне уроков. Мы предлагаем различные предметы, включая математику, русский язык, чтение, историю, географию и физическую культуру.
У нас есть современные образовательные классы, оснащенные всем необходимым оборудованием. Мы имеем также специализированные кабинеты, где проводятся занятия по логопедии, психологии, швейная и столярная мастерские. Наша школа обеспечивает условия для комфортного и безопасного обучения.
Преимуществами нашей школы являются индивидуальный подход к каждому ученику, специально разработанные программы и методики по коррекции развития, высококвалифицированный педагогический коллектив, который обладает опытом и знаниями в работе с детьми с особыми потребностями.
С 2022 года наша школа – участник проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
История школы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №10 города Асино Томской области»
В 1989 году было принято решение исполкома городского совета народных депутатов «Об открытии вспомогательных классов в городе Асино». Так начала своё существование школа, которая расположилась в деревянном здании по улице 9 Мая. Первый директор школы 1990 год была Лидия Михайловна Клокова. Она проработала 5 лет и в 1996 году ушла на заслуженный отдых, имея педагогический стаж равный 37 годам. На момент открытия в школе насчитывалось 25 детей в возрасте от 8 до 13 лет, обучающихся в двух классах. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, состояние здоровья которых препятствовало освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В январе 1998 года школа переехала в новое здание по адресу: АВПУ, 10, а в 2010 году школе предоставили место по адресу ул. Им. Ю. Гагарина, 1 . 16 октября 2019 года школа отметила своё 30 – летие. За это время школа подготовила 25 выпусков. 203 обучающихся получили путёвку в жизнь. Работа школы направлена на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и интеграцию его в общество. Более 80 % выпускников продолжают получать дальнейшее образование в вечерней сменной школе, а также в профессиональных училищах Томской области. Накопленный опыт работы педагоги представляют на ежегодных областных форумах интернатов, а также в конкурсах педагогического мастерства. Есть достижения, которыми можно гордиться. Учителя постоянно повышают своё профессиональное мастерство, делятся опытом с коллегами, находятся в постоянном творческом поиске. Живо откликаются на все инновации в педагогике, что является важным аспектом совершенствования образовательного процесса в школе. Работающие в этом образовательном учреждении постарались сделать всё, чтобы ученикам, впервые приходящим в стены школы, было комфортно и уютно. Именно по этому, в школе рады даже небольшим достижениям учеников.
Образование и формы обучения
Деятельность организации направлена на обеспечение качественного образования, совершенствование коррекционно-развивающей помощи, социализацию обучающихся с ОВЗ. Поэтому основными направлениями развития школы являются:
1.Обновление содержания образования по:
-адаптированным образовательным программам предметной области «Технология» (современных программ трудового и профессионально-трудового обучения);
- адаптированным дополнительным образовательным программам.
- программ по внеурочной деятельности.
2.Обеспечение условий для организации коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ, инвалидностью.
3.Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения.
4.Совершенствование работы в рамках сетевого сотрудничества с дошкольными образовательными организациями и организациями.
На сегодняшний момент можно подвести следующие итоги:
- учащиеся успешно, с большим интересом работают на новом оборудовании;
- улучшились качественные показатели по результатам внутреннего мониторинга качества обучения;
- вырос уровень профессиональных компетенций педагогов:
- учителя прошли курсы повышения квалификации для работы с новым оборудованием;
- оборудование успешно используется педагогами в процессе подготовки и участия в профессиональных и творческих конкурсах, конкурсах детских работ.
Педагоги школы успешно работают в рамках регионального консультационно-методического центра.
Приоритетным направлением обучения в МКОУ «ОШ ОВЗ №10 города Асино» является трудовая подготовка. Трудовое обучение школьников с интеллектуальными нарушениями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. Благодаря приобретенному оборудованию для мастерских трудового профиля обучающиеся имеют возможность изучать новое оборудование, станки и применять их в работе.
Ученицы 8-9 классов научились шить на крае обметочной машине, вышивальной машине. Работы девочек. Вышитые на компьютеризированной швейной машине участвовали в областных конкурсах-выставках. На уроках девушки шили новую коллекцию одежды «Времена года», где активно задействовали новое оборудование. В этом году учащаяся школы приняла участие в чемпионате «Абилимпикс - 2023» в компетенции «Портной» (соревнования в данной компетенции проводились впервые).
В кабинете домоводства ребята осваивают холодильник, варочную панель, миксер, микроволновую печь, кухонный комбайн, тостер. Все оборудование активно используется на занятиях «Домоводство», СБО, ОСЖ. Ребята с удовольствием учатся готовить различные блюда.
Благодаря приобретенному уникальному оборудованию значительно расширился список адаптированных дополнительных образовательных программ. К уже имеющимся программам добавились: «Студия анимации», «Оператор ЭВМ», «Студия моды», «Фотостудия», «Печатник плоской печати», «Фотостудия «Улыбка», «Моделирование. Робототехника».
Для оснащения логопедического кабинета закуплено современное оборудование: интерактивный комплекс стол логопеда, логопедическое зеркало, умное зеркало Artik me, светодиодный дождь на зеркальной панели, сенсорно-акустическая настенная панель, тактильные дидактические материалы. Приобретенное оборудование стимулирует познавательную деятельность детей в игровой форме. Так, занимаясь с умным зеркалом ArtikMe, ребёнок видит одновременно своё отражение и волшебный мир, где живут сказочные персонажи, которые в игровой форме помогают развивать речевое дыхание, артикуляцию, обогащают словарь и формируют навыки звукового анализа. Для снятия эмоционального напряжения оборудована зона релаксации, где ребенок может сидя в кресле наблюдать за разноцветным, светящимся дождем и после отдыха продолжить свои занятия. Новое оборудование способствует большей вовлеченности детей в коррекционный процесс, что для наших учеников играет первоочередную цель. Можно сделать вывод: повышенный интерес к занятию способствует лучшему усвоению и закреплению речевых навыков.
Программа развития
На базе МКОУ «ОШ ОВЗ № 10 города Асино», участника мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование, направленных на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2022 году открыт региональный консультативно-методический (ресурсный) центр. Целью деятельности Ресурсного центра является обеспечение консультативно-методического сопровождения педагогических работников общеобразовательных организаций Томской области, осуществляющих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогической помощи детям и их родителям, в том числе с использованием дистанционных технологий и сетевой формы .В рамках работы ресурсного центра в течение учебного года на базе школы проходят муниципальные семинары, мастер-классы педагогов школы. Активное участие принимают педагоги в региональных семинарах и мероприятиях, организованных Департаментом общего образования Томской области, ТОИПКРО.
Можно сделать вывод: благодаря участию в проекте «Доброшкола» образование обучающихся с УО(ИН) в МКОУ «ОШ ОВЗ №10 города Асино» выведено на более высокий качественный уровень, что обусловлено оснащением школы высокотехнологичным специальным оборудованием, созданы условия для более эффективной коррекционно-развивающей деятельности и дополнительного образования учащихся школы. Участие в проекте позволило педагогам школы выйти на новый профессиональный уровень, активнее включиться в изучение новых современных цифровых технологий, позволило реализовать новые образовательные программы. А обучающимся нашей школы созданная современная образовательная среда поможет их адаптации к условиям современного мира, развитию творческих способностей, жизненных и социальных компетенций.
С 2022 года школа является участником федеральной программы «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Получено 28 ноутбуков, интерактивная доска, все педагоги школы прошли курсы повышения квалификации.
Возможности цифровой образовательной среды используются во время учебного процесса. На уроках русского языка (тестирование, контрольные работы, работа с орфограммами и пунктограммами, словарные слова, а также составление таблиц, алгоритмов, зрительные диктанты и т.д.), на уроках чтения (работа с отрывками из текста, составление плана произведения и характеристик героев, тесты, составление сопоставительных таблиц, просмотр экранизаций произведений и т.д.), во внеурочной работе (подготовка рефератов, сообщений, поиск информации и т.д.), кружковая работа (виртуальные экскурсии, поиск информации, составление таблиц и т.д.), музейная деятельность (работа с информацией, составление тематических альбомов, работа с архивом и т.д.). В ходе использования ЦОС работа может носить как групповой, так и индивидуальный характер. На уроках математики информационно-коммуникационные технологии используются для обучения в различных формах: тренировочных программ, диагностических и контролирующих материалов, выполнение самостоятельных работ, использование информационно-справочных программ. Активно используются ИКТ на занятиях внеурочной деятельности по Финансовой грамотности: автоматическая проверка заданий; применение электронных тренажеров (задач, упражнений, практических работ).
На уроках биологии регулярно используются персональные компьютеры (ноутбуки) для изучения наглядных, тестовых заданий, для проведения лабораторных и практических работ. На уроках ИЗО обучающиеся работают в графическом редакторе для создания изображений. На уроках информатики используются ноутбуки для работы в различных программах: текстовом, графическом, табличном редакторе. На занятиях кружков «Оператор ЭВМ» и «Печатник плоской печати» обучающиеся на компьютерах создают различные информационные и наглядные материалы используя различные программы компьютера (буклеты к муниципальным и областным семинарам, тематические буклеты по правилам дорожного движения, о правильном питании и охране окружающей среды, блокноты и календари для различных мероприятий и праздников раздаточный и наглядный материал для уроков, школьная газета).
При использовании возможностей ЦОС у ребят вырабатывается навык работы с информацией (отбор, анализ, обобщение, синтез), навыки коммуникации.
В целом, организация образовательной деятельности соответствует установленным законодательством нормам и условиям, и обеспечивает обучающимся возможность освоения образовательных программ на всех уровнях образования: начального общего,
основного общего образования.